Поезд "Красная стрела"

Поезд "Красная стрела"

10 июня 1931 года по Октябрьской железной дороге между Москвой и Ленинградом (ныне Санкт-Петербург) начал курсировать первый в стране фирменный поезд «Красная стрела».

Его появление было для бедной, разоренной страны особым событием. «Красная стрела» в корне изменила ситуацию на железной дороге, где скорость движения была низка, а опоздания поездов носило массовый характер. Фирменный поезд возродил дореволюционную традицию поездов первого класса.

В первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с 9 на 10 июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут. В голове состава находился динамометрический вагон, в котором производились записи о ходе поезда. Средняя скорость движения поезда составила 69,8 километров в час — рекордная по тому времени.

В обратный рейс «Красная стрела» отправилась 11 июня 1931 года в 1 час 30 минут. На станции Завидово (около 100 километров от Москвы) у одного из спальных вагонов загорелся подшипник, из-за чего поезд пришлось остановить и вагон отцепить. Несмотря на 30-минутную стоянку на этой станции, опоздание было быстро ликвидировано 100-километровой скоростью на одном из участков пути. В Ленинград поезд прибыл в 11 часов 18 минут 11 июня. Расстояние между Москвой и Ленинградом экспресс прошел за 9 часов 48 минут.

«Красной стрелой» поезд был назван за красоту – в то время он сильно отличался от большинства других составов не только внешне, но и внутренним убранством вагонов.

Также в названии поезда был и символический смысл: красный — значит, революционный.

Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 деревянных вагонов: семь жестких купейных, три мягких, один спальный с двухместными купе (спальный вагон повышенной комфортности — СВ) и один багажный. Вагон СВ был создан впервые в истории советских железных дорог. Для этого в четырехместном купе сняли верхние полки, а на их место повесили зеркала и светильники. Оборудование и внутреннее убранство вагонов поезда ни в чем не уступало зарубежным аналогам и даже превосходило их.

Стенки вагонов поезда были выкрашены в синий цвет, так как эта окраска соответствовала первому классу. В красный цвет, отражающий название, поезд был перекрашен позже (по разным источникам, в конце 1940-х годов или в начале 1960-х).

Эта идея пришла в голову одному из первых начальников «Стрелы» и позже была одобрена министром путей сообщения.

В «Красной стреле» впервые пассажирам на время пути предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт, с которого во время стоянки на станциях Бологое, Окуловка и Малая Вишера можно было связаться не только с Кремлем, но даже с Лондоном и Парижем.

Фирменный поезд привлекал пассажиров скоростью и пунктуальностью. В 1930-1940-е годы на нем ездили в основном высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. По личному распоряжению народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича время отправления «Красной стрелы» было установлено в 23 часа 55 минут.

«Красная стрела» долгое время круглосуточно охранялась сотрудниками Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД), а к машинистам, водившим эти составы, предъявлялись особенные требования. Они обязательно должны были иметь первый класс квалификации и безупречно знать технику.

На этих поездах проходило испытание самое современное оборудование своего времени, для них разрабатывались особые, скоростные модели паровозов. Так с 1938 года обслуживали рейсы «Красной стрелы» два опытных паровоза, которые развивали скорость до 150-160 километров в час.

С начала Великой Отечественной войны (1941-1945) рейсы «Красной стрелы» были прекращены на два года девять месяцев. 24 июня 1941 года поезд впервые за десять лет не отправился в очередной рейс в связи с введением военного положения. Один из составов был поставлен на хранение в депо (96 вагонный сарай, где до Октябрьской революции стоял «царский» поезд) возле Обводного канала в Ленинграде. Другой был эвакуирован на станцию Цивильск Московско-Казанской железной дороги (Чувашия), где дожидался окончания войны.

В блокадном Ленинграде железнодорожники не только надежно укрыли состав, но и бережно спрятали все оборудование фирменного поезда: белье, одеяла, ковры, хрустальные графины и др.

В конце 1943 года вагоны «Красной стрелы» были возвращены из эвакуации. Они находились в крайне запущенном состоянии: многие детали вагонов подверглись коррозии, краска со стен облезла, пострадал и инвентарь, оборудование. Но железнодорожники, несмотря на отсутствие необходимых материалов, сделали «Красную стрелу» такой же, какой она была до войны. Пригодилось сбереженное довоенное оборудование поездов.

20 марта 1944 года от перрона Московского вокзала в Ленинграде и одновременно с Ленинградского в Москве отправились в первый рейс составы «Красной стрелы» с пассажирами. В пути поезда еще могли атаковать немецкие самолеты, поэтому вереницу вагонов замыкала бронированная платформа с зенитными пулеметами. Составы сопровождали врач, сотрудники милиции и пограничники. «Красная стрела», вышедшая из Ленинграда, через 16 часов прибыла в Москву. По мере восстановления магистрали скорость ее движения постепенно повышалась.

С 1952 года на «Красной стреле» стали эксплуатироваться цельнометаллические вагоны – вместо старых деревянных. С декабря 1957 года состав стали водить тепловозы. Рейсы совершались без смены локомотива, менялась только локомотивная бригада. В 1962 году поезд был переведен на тягу электровозом.

С 1976 года в поезде стали использовать вагоны, построенные в ГДР. Они отвечали высоким запросам советской элиты – «Красная стрела» обслуживала все самые статусные мероприятия тех времен: съезды партии и профсоюзов, фестивали, олимпиаду. Даже олимпийский огонь в 1980 году был доставлен из Москвы в Ленинград в вагоне «Красной стрелы».

За время своего существования «Красная стрела» не раз сокращала время нахождения в пути. Но даже в эпоху скоростного движения она преодолевает 650-километровый путь между двумя столицами за восемь часов, чтобы пассажиры имели возможность отдохнуть в дороге.

Сейчас поезд развивает скорость до 160 километров в час. В состав «Красной стрелы», кроме купейных вагонов и вагонов СВ, входит вагон класса «Люкс», штабной вагон (с местом для лиц с ограниченными физическим возможностями) и вагон-ресторан.

Пассажиры вагона-люкс могут во время поездки принять душ, посмотреть телевизор, пользоваться холодильником и микроволновкой.«Красная стрела» отправляется ежедневно из Москвы и Санкт-Петербурга. Время отправления фирменного поезда остается неизменным — 23 часа 55 минут. При отправлении и прибытии составов на Московском вокзале Петербурга по радио транслируется «Гимн великому городу» композитора Рейнгольда Глиэра, а в Москве – песня Олега Газманова «Москва».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: РИА новости

20:17
Нет комментариев. Ваш будет первым!